ЗАДАЧА №1 – НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ!

Начало нового учебного года стало поводом для разговора на вечные темы. Ответственность учителя: от образовательных стандартов к свободе творчества! Как найти хорошего педагога? Каждый ребенок – исследователь! Можно ли сохранить эту естественную потребность к познанию мира? На эти и другие вопросы ответила Ольга Харина, научный руководитель Интеллектуальной школы «Пойми! Открой! Найди! Исследуй!» (ПОНИ®).

СПРАВКА

Харина Ольга Владимировна - кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института Математики СО РАН, преподаватель Школы Гуманитарных и Точных Наук Ольга Владимировна знает, из каких пазлов (элементов) складывается обучение, направленное на всестороннее развитие ребенка. Она стояла у истоков уникального проекта ИЦ «Перспектива» для детей 5-11 лет - Интеллектуальной школы ПОНИ®. На ее занятиях нет повода для скуки! Умеет сделать науку увлекательной: регулярно удивляет своих учеников математическими приключениями, играми и физическими опытами.

В системе дополнительного образования не существует стандартов. По каким программам Вы ведете обучение в Интеллектуальной школе ПОНИ®?

- Каждый преподаватель разрабатывает свою программу но, безусловно, существует ряд принципов, которыми руководствуются все наши специалисты. Мы применяем методики, которые действительно способны увлечь и развить ребенка. Используем в работе с детьми методику Звонкина, головоломки Никитина, игры Кац и т. д. – все это составные элементы, которые помогают достичь главной цели. Наша задача – не просто дать готовые знания, а научить мыслить!

Но в такой ситуации возрастает и роль личности учителя? Как Вы подбираете преподавателей?

На наших занятиях все строится на том, чтобы вызвать у ребенка интерес к изучению предметов. С маленькими детьми только так и можно работать! Сделать это под силу лишь чуткому педагогу с горящими глазами.

- Поиск таких людей происходит по-разному. Есть преподаватели из университета, но не это главное. Чаще всего к нам приходят педагоги, которые имеют своих детей и активно занимаются с ними. Им просто интересно развиваться в области раннего интеллектуального развития. В свое время я окончила матфак, защитила диссертацию, родился ребенок, изучала различные методики, потом ради него организовала домашний математический кружок для друзей, и вскоре в моей жизни появилась «Перспектива».

Сейчас у вас уже двое детей. Какого они возраста?

- Старшему – 11 лет, младшему – 4. На одном училась, на втором – применяю знания (улыбается). Конечно, это удобно: развиваешься сама, готовишь занятия для группы и даешь своему ребенку.

В Интеллектуальной школе Вы преподаете физику, химию детям 5-10 лет. В школьной программе эти предметы появляются гораздо позже (уже в средней школе). Задают ли Вам родители вопрос: зачем маленькому ребенку эти знания?

- Это самые любые предметы у детей, они очень любят экспериментировать! Скажу Вам, что есть родители, которые просят, чтобы мы ввели в программу механику! Мы, педагоги, пытаемся найти золотую середину. Известно, что многие школьники просто ненавидят химию.

Мы хотим предупредить болезнь: пытаемся показать детям, что химия – это не скучные уравнения, которые они потом с трудом составляют. Химия - это опыты! Позже, когда ребенок придет на школьный урок, он уже будет это понимать и изучать ее с интересом!

Каким образом учитываются возрастные особенности детей?

- Наши преподаватели много играют с детьми. Например, на первом уроке математики решаем задачи, а на втором – разбираем головоломки, занимаемся конструированием, геометрией, математическими играми.

В группе всегда выделяются дети, с которыми родители занимаются, регулярно ходят на развивающие занятия, – они активные, сообразительные и любознательные.

Часто, когда работаешь индивидуально с ребенком, понимаешь причину проблем: в детстве в семье с ним не играли в развивающие игры, мало предоставляли возможности активно изучать окружающий мир, поэтому у него низкая скорость обработки информации, плохо развито логическое мышление, память, он не уверен в своих силах, поэтому отстает в учебе.

Неужели?!!

- Конечно! Это очень распространенная ситуация. Любой навык развивается (например, скорость реакции), и начинать этот процесс нужно как можно раньше. Сейчас очень большой выбор развивающих игр, конструкторов, головоломок для развития интеллекта. Каждая новая деятельность способствует образованию новых связей между нейронами, полезна для развития.

Существует мнение о том, что все дети – по натуре исследователи. Почему к окончанию школы эта естественная потребность к познанию мира у многих ребят исчезает? На Ваш взгляд, любознательность – это индивидуальное качество конкретной личности или свойство, которое присуще любому ребенку?

- В той или иной степени, конечно да. Но, к сожалению, как правило, в общеобразовательной школе, этот интерес к самостоятельному познанию заглушают: ведь все нужно сделать по правилам. Часто для решения предлагаются задачи, в которых просто нет простора для исследований (я говорю о математике).

Во многих школах детям дают готовые алгоритмы, по которым они должны просто произвести вычисления.

Одним из основных требований является правильное оформление решения задачи (например, чтобы все клеточки были посчитаны). Даже оценки снижают за эти клеточки, за исправления! Мне кажется, такие вещи заглушают интерес к самим предметам. Но дело не только в образовательных стандартах. Безусловно, многое зависит от учителя. Так, в одной школе я историю не любила, из чувства долга учила на «4», а в другой школе, куда я перешла, появился интерес к предмету, с удовольствием училась на «5». Просто там был увлеченный педагог: она так интересно рассказывала!

Сегодня специалисты довольно часто говорят о перегрузках детей. Вы согласны, что взрослые предъявляют слишком высокие требования к детям? Ведь Вы тоже даете ребятам дополнительную к школьной интеллектуальную нагрузку.

- Что касается дополнительных образовательных нагрузок, то их необходимость определяют родители. Наши занятия в основном проходят в выходные дни, кроме того, мы даем довольно много свободы ребенку. Опыт показывает: если ребенку интересно, он воспринимает знания легко! Сейчас достаточно большой выбор развивающих центров. Ребенок может сказать: «Я не пойду - мне не интересно!» И на самом деле родители прислушиваются, поэтому мы стараемся проводить уроки в увлекательной форме.

Наша задача: не загрузить детей, а заинтересовать, подобрав для них хорошую образовательную программу!

Например, мы включаем в обучение олимпиадные задачи, так как для родителей, которые приводят детей к нам, важна математика, они понимают, какую роль она играет в развитии логики, мышления ребенка.

Расскажите, кто из родителей 5-летних детей задумывается о том, что ребенку уже важна и нужна математика?! Как бы Вы определили свою целевую аудиторию?

- Как правило, это родители, которые сами хорошо учились по математике и отводят ей главную роль в развитии интеллекта. Я тоже считаю, что математика – самый важный предмет (улыбается).

Давайте тогда более подробно поговорим о том, каким образом Вы учитываете предпочтения, пожелания родителей ребят?

- Безусловно, мы стараемся прислушиваться друг к другу. Многие изменения в программе нового учебного года связаны именно с этим. Например, нам с детьми не хватало времени на занятия по робототехнике, в это же время многие родители озвучивали желание развивать ребят в области информатики. И мы поставили в план информатику. Робототехнику убрали, но соответствующий кружок продолжает работать на базе нашего Центра (у ребят есть возможность посещать его дополнительно).

Кроме того, мы начинаем вести проектно-исследовательскую деятельность. По каждому предмету (математике, физике, химии, информатике, биологии, ТРИЗ мы будем давать ребятам список тем, план исследования с описанием опытов, которые они могут провести самостоятельно в домашних условиях. Потом на уроке дадим возможность выступить тем, кто подготовится. Проявить себя смогут все желающие, мы не обязываем. Сейчас проектно-исследовательская деятельность - очень актуальное направление.

Совместную конференцию для младших школьников проводят ОмГУ и ОмГУПС, но подготовкой к таким мероприятиям занимаются не во всех общеобразовательных школах. Многие хотели бы принять участие и не знают, с чего начать. Мы решили помочь родителям и детям!

Вспоминаю, как Николай Андреев, заведующей лабораторией популяризации и пропаганды математики при институте им. Стеклова (кстати, по приглашению «Перспективы» Николай Николаевич приезжал в наш город и встречался с омской математической общественностью) рассказывал о книге, созданной специально для родителей-гуманитариев. Интересно, как бы Вы взрослым, не испытывающим любви и особого уважения к этой науке, объяснили ее значение?

- Изменить мировоззрение мы не можем: у нас нет возможности и такой цели. Есть родители, которые считают, что спорт самое важное. Есть папы и мамы, которые делают акцент на математическом образовании – они выбирают для своих детей наши кружки.

Родитель приводит, а мы уже пытаемся увлечь. Чаще всего нам это удается: в течение года очень мало детей отсеивается.

- Есть большая группа из 14 человек: многие ребята начали заниматься у нас еще в дошкольном возрасте, а сейчас перешли уже в третий класс и хотят продолжить обучение в Интеллектуальной школе ПОНИ®. Именно они подтолкнули нас к решению расширить возрастные ограничения: теперь мы будем формировать группы и для учащихся 3-4 классов.

Думаю, многие повзрослевшие дети потом продолжают обучение в Школе Гуманитарных и точных наук.

- Да. Дети, которые любят «чистую математику», чаще всего уже в 3-4 классе переходят в ШГТН, но есть ребята, которые окончательно еще не определились с тем, какая наука им ближе (ведь в Школе ПОНИ® довольно разнообразная программа), - логично довести их до 5 класса в рамках этого проекта.

Мы хотим дать больше выбора нашим ученикам!

- Кстати, в этом году мы предусмотрели в программе для дошкольников занятия, где с использованием современных методик будем обучать чтению. Ребята также будут пересказывать, формулировать развернутые ответы на поставленные вопросы, расширят словарный запас. Таким образом, теперь в ИШП ПОНИ® мы начинаем вести полноценную подготовку к школе по всем направлениям, в том числе и в области гуманитарного образования.

*Подробнее познакомиться с программой Интеллектуальной школы ПОНИ® Вы можете ЗДЕСЬ

row