ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? или Знакомство с инопланетянином

«ТРИЗ!» - звучит грозно для родителей школьников и тем более дошкольников: «Что это? Зачем?» Мы, воспитанные в консервативном обществе, с трудом впускаем в свою жизнь новое, а ведь вместо зубастого незнакомца вполне можем увидеть на пороге очень милое существо, в которое тут же влюбятся наши дети. Вероятно, многие читатели еще сильнее удивятся, когда узнают о том, что загадочная ТРИЗ (обращаться к ней правильно всё-таки в женском роде, так как ТРИЗ - это ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) не пришла к нам с Запада, а родилась в Советском Союзе… Эта статья для любознательных родителей, готовых к экспериментам.

МЫСЛЬ СВОБОДНА: НЕ ДЕРЖИМ ЕЕ НА ПОВОДКЕ!

Ошибочное представление о происхождении ТРИЗ весьма символично, этот факт лишь подтверждает мнение отца основателя Теории - ученого Генриха Альтшуллера: не стоит ограничивать свое мышление никакими условиями и условностями!

"В школе и вузе будущий инженер привыкает к тому, что условиям задачи следует безоговорочно доверять. Если в условиях сказано, что даны А и Б и надо найти Х, это значит, что найти надо именно Х и что приведенные данные (А и В) достоверны и вполне достаточны. В изобретательской задаче все иначе: в процессе решения может выясниться, что найти надо не Х, а Y и для этого нужны не А и Б, а В и Г. Поэтому первые встречи с изобретательскими задачами порождают недоумение и неуверенность в том, правильно ли они сформулированы, конкретно ли поставлены и т. д. На самом деле правильно сформулированных изобретательских задач не бывает. Если абсолютно правильно сформулировать изобретательскую задачу, она перестает быть задачей: ее решение сделается очевидным или же будет ясно, что задача не поддается решению при имеющемся уровне науки и техники", – объяснял смысл своей идеи автор ТРИЗ Генрих Альтшуллер.

Читать обо всем этом нам – людям, привыкшим со страхом сверять полученный результат: «Не дай Бог, не совпадет!» - с опубликованными в конце учебника ответами - удивительно! Но именно против такой модели образования и ученического поведения выступал Генрих Альтшуллер вместе со своим другом и единомышленником Рафаэлем Шапиро. Кстати, в 1948 году молодые ученые написали письмо И. В. Сталину с резкой критикой положения дел с изобретательством в СССР:

У Шапиро возникла мысль написать письмо Сталину. Надо сказать, для него это характерная реакция вообще. Когда он проникался сознанием величия чего-то, ему хотелось быстро внедрить и получить результат…. Шапиро был потрясающий оптимист". (Г.С. Альтшуллер, Жизнь Человека 1-Ч-502, 1985-1986).

28 июля 1950 года Альтшуллер и Шапиро были арестованы МГБ СССР, приговорёны Особым совещанием при МГБ к 25 годам лишения свободы каждый. В лагере сделали несколько изобретений. В 1954 году (после смерти Сталина) оба были реабилитированы, а уже в 1956-ом опубликовали статью «О психологии изобретательского творчества», положившую начало истории развития Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). «Мы выведем теорию, которая даст миру законы развития технических систем!" – заявлял уже в начале этого пути Рафаэль Шапиро, сравнивая значение объекта своего исследования с трудами Маркса и Дарвина. И действительно с 1990-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом, в крупнейших странах мира (особенно - в США).

ТРИЗ: ВМЕСТО КНУТА ПРЯНИК!

Родители и педагоги озадачены тем, как заставить ребенка учиться! Но нельзя заставить заниматься ТРИЗ! Ведь невозможно принудить или обязать человека писать стихи или картины, ставить эксперименты или совершать научные открытия! Изобретательские задачи еще называют творческими или креативными. Они увлекают: в этом их главная прелесть!

"Они поразительно красивы. Они могут относиться к любой области жизни, к любой отрасли техники, они всегда загадочны, всегда исполнены очарования тайны. И еще: они романтичны. Их решение - драма идей, приключение, которое неизвестно чем кончится. Они удивительны, эти задачи; стоит ввести дополнительное ограничение, чуть-чуть повернуть условия - и задача обновится", – рассуждал Альтшуллер.

ТРИЗ У ВАС ДОМА!

ТРИЗ позволяет избежать рутины не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни! Почти любое дело мудрые родители могут превратить в решение изобретательской задачи, причем пользу от такого эксперимента получит и ребенок, и взрослый. Например, Вы хотите, чтобы сын помогал с уборкой. Психолог интеллектуального центра «Перспектива» Варвара Намыкина рекомендует подойти к решению проблемы творчески: «Уборка пола в квартире никому не доставляет удовольствия. Последним крупным достижением в этой области был пылесос. Предложите 10 способов упрощающих уборку пола, затем каждый из 10 методов можно проверить на эффективность и устроить соревнования».

ТРИЗ детям!

Каждый ребенок с рождения выстраивает свою «картину мира» — активно познает окружающий мир. ТРИЗ помогает детям установить закономерности происходящего вокруг, увидеть противоречия, осознать многогранность окружающего мира. С 1970-ых Генрих Альтшуллер преподавал ТРИЗ школьникам. Необходимость развития изобретательского мышления именно в раннем возрасте очевидна: человеку, обремененному знаниями стандартов, привыкшему к отсутствию вариативности, сложно мыслить свободно.

В интеллектуальной школе «Пойми! Открой! Найди! Исследуй! (ПОНИ®)», где занимаются дети 5-8 лет, ТРИЗ – один из основных уроков. «В Омске в данном вопросе мы первооткрыватели. Не знаю, чтобы в других центрах города обучение было основано на решении изобретательских задач, хотя в Новосибирске это направление очень популярно. В области проведения интеллектуальных соревнований мы плотно сотрудничаем с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования – его ученые пропагандирует внедрение ТРИЗ в методики выявления и развития детской одаренности», - поясняет научный руководитель проекта, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института Математики СО РАН Ольга Харина.

Психолог Варвара Намыкина советует родителям знакомить детей с ТРИЗ как можно раньше: «Не нужно ждать определенного возраста, когда ребенок должен начать понимать и осознавать какие-то явления, предметы, отношения. Вы можете и ошибиться со сроками! Кроме того, через решение изобретательских задач дети начинают осознанно мыслить, думать. Этим процессам можно и нужно учить целенаправленно

Как применять изобретательские задачи в обучении детей разного возраста? С САМЫМИ ЮНЫМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ учиться мыслить нестандартно нужно с помощью игр: помогаем находить решения героям сказок народов мира. СО СТАРШИМИ ДЕТКАМИ разбираем ситуации приближенные к реальным событиям, которые могут произойти с каждым из них на уроке или на улице, в общении со сверстниками или родителями. Впрочем, фантазия поможет и тем, и другим!

МОЖЕТ ЛИ ТРИЗ СТАТЬ ДРУГОМ ГУМАНИТАРИЯ?

Технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей инициативности, самостоятельности и коммуникативности, но и помогает воспитать творческую личность, подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

«ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые нужно и можно решить если не одним, то другим способом», - объясняет Варвара Намыкина. Эти навыки пригодятся любому! Поэтому мнение о том, что изобретательские задачи интересны и полезны только будущим математикам, физикам, инженерам или врачам ошибочно.

Интересно, что в конце 1950-х Рафаэль Шапиро заочно получил второе высшее образование на юридическом факультете Азербайджанского университета. Позже он перенес приемы, закономерности и «линии развития», наработанные за годы совместной работы с Альтшуллером над «методикой изобретательства», в область правовых отношений. Результатом многолетних исследований стала книга «Закон есть Закон», при создании которой были использованы некоторые принципы ТРИЗ. Генрих Саулович под псевдонимом Г. Альтов печатал научно-фантастические произведения: как писатель ставил задачу методами литературы показать развитие науки и техники в направлении идеала, считая в то же время главной целью фантастики как литературного жанра — человековедение (авторская выдумка для изобретателя должна стать реальной целью).

ТРИЗ ПОМОЖЕТ ПРОВЕСТИ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЮ

Варвара Намыкина предлагает одну из своих любимых игр в ТРИЗ, которая пригодится в проведении детского праздника. Проведем пресс-конференцию! Цель - формирование фонематических процессов, развитие коммуникативных навыков (игру можно организовать при работе над любым звуком).

Делим детей на корреспондентов и интервьюируемых. Одни - задают вопросы, другие – отвечают за предметы или явления, названия которых начинаются на заданный звук (например: [ш] – шкаф, шуба, шалаш и т.д.). Дети учатся спрашивать и обязательно давать ответы (реальные или фантастические). Например: «Скажите, пожалуйста, шкаф, какие вещи хранятся внутри вас? И т.д.

На таких занятиях целесообразно использовать магнитофон или видеокамеру: это даёт возможность детям ощутить себя настоящими корреспондентами, а также проанализировать своё поведение и речь в ходе пресс-конференции (пересмотрев видео или прослушав аудиозапись). Игру можно организовать по любой лексической теме («Посуда», «Мебель», «Птицы», «Домашние животные» и другие).

Надеемся, знакомство с ТРИЗ станет началом крепкой дружбы! Впустите ее к себе в дом или приходите и знакомьтесь в нашей интеллектуальной школе ПОНИ®!

Экспериментируйте! Полученный опыт обязательно пригодится вам и вашим детям в решении больших и малых, научных, бытовых или психологических задач!

row