Зачем родителю олимпиады?

Задать вопрос


24 Ноября 2017

Рабочие тетради, новая мебель, охрана… И вот неожиданно в список школьных поборов включили взносы на участие в различных олимпиадах. Казалось бы, каждый сознательный родитель желает получить объективную и независимую оценку знаний и способностей ребенка. Кроме того, любой интеллектуальный конкурс является делом добровольным и этого факта уже должно быть достаточно, чтобы снизить градус дискуссии. В чем же причина поднявшейся бури? Как известно, дыма без огня не бывает…

Итак…

«Родители не желают платить за олимпиады для гениев!» - громко заявляют в прессе. И стоит признать, что именно педагоги, среди них и создатели интеллектуальных состязаний, виноваты в существовании такого стереотипа. Поиск юных талантов многие называют своей главной целью. Но нужно честно сказать, подавляющее большинство коммерческих олимпиад носит массовый характер. Самое ценное – взгляд со стороны и на крепких троечников, и на круглых отличников вне школьных программ, стандартов и закрепившихся клише. Гораздо важнее говорить о том, что конкурсы выявляют пробелы в знаниях, диагностируют интеллектуальные склонности и предпочтения, а уж потом рассуждать о тех счастливых случаях, когда состязания действительно выявляют юные дарования.

И вот на этом важном месте мы спотыкаемся. По какой-то причине многие мамы и папы этих преимуществ не видят! К сожалению, сегодня существует огромное количество конкурсов, качественных и откровенно халтурных, но все они декларируют одни задачи. Случается, родитель просто платит деньги (суммы небольшие, обычно 60-150 руб.) и взамен не получает ничего! Спросите, и как же отличить зерна от плевел?

Во-первых, вы имеете право знать результат (в сравнении с лучшими и средними показателями в классе, школе, городе, районе и т. д.) Чтобы диагностика была возможна, результаты должны быть представлены в каком-то виде. Например, на сайте www.perspektiva-olymp.ru регулярно публикуются спецификации конкурсов, описывающие содержание вопросов, критерии оценивания, методические рекомендации, список литературы, полезной для подготовки ребенка. Каждый участник состязаний «Пойми! Открой! Найди! Исследуй! (ПОНИ®)» получает индивидуальную диагностическую диаграмму, позволяющую оценить уровень знаний в проверяемых областях (пространственное мышление, логика, языковое чутье и многих других).

Во-вторых, советую находить варианты заданий прошлых лет на сайте организаторов соревнований: если ребенка процесс решения увлекает, то он уже получает прекрасный интеллектуальный опыт! Хороший конкурс стимулирует мыслительную деятельность, затягивает школьника в познавательную игру – вы можете убедиться в этом сами!

В-третьих, если ребенок получит радость встречи с таким занимательным и полезным материалом, он, наверняка, расскажет об этом, будет дома советоваться и обсуждать самые нестандартные вопросы. Узнайте впечатления школьника от участия в конкурсе!

Теперь мы подошли к самому сложному вопросу: «Почему оценкой качества интеллектуальных соревнований должны заниматься родители, а не учителя?» На самом деле люди, как и конкурсы, разные! В прошлом году по приглашению нашего Центра в Омске побывал известный петербургский математик, член жюри Всероссийской олимпиады школьников Константин Кноп. После публикации его интервью началась жаркая дискуссия. Представители сферы образования из разных уголков страны обсуждали высказанную позицию о попытке оценивать работу учителей по успехам учеников на состязаниях. «Вообще, чем меньше государство будет вмешиваться во внутришкольные дела, тем лучше будет общее образование. Пусть и не сразу, но со временем – точно!» - достаточно бескомпромиссно высказался ученый. Это мнение, пусть и косвенно, но все же связано с предметом сегодняшнего разговора. Дело в том, что педагогическая эффективность оценивается только в отношении состязаний, рекомендованных министерством образования. Насколько совершенен этот список? Насколько исчерпывающий? В качестве ответа - ситуация, когда за одну четверть первоклассник решает три олимпиады, а яркого следа и воспоминания не оставляет ни одна из них (это реальная история из жизни). Непонимание и отказ участвовать в каких-либо состязаниях – это следствие сложившейся системы, когда хотели как лучше, а получилось как всегда. Но ведь у родителей никто не может отнять право на собственную инициативу в ВЫБОРЕ КОНКУРСОВ! Уверен, педагог не откажет вам! Неравнодушного учителя склоняет, но не ограничивает и существующий перечень!

Я делюсь своим мнением, хорошо понимая, птица, обернувшаяся орнитологом, может вызывать противоречивую реакцию читателя… С другой стороны, никто лучше не расскажет о высоте: мы (говорю за весь коллектив) знаем, как здесь, живем и добываем пищу под теплым солнцем и на пронизывающем ветру… И в общем просто не можем промолчать, так как искренне любим эту высоту – свое дело!

Валерий Игоревич Гагарин

row