ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЁ или ФУНДАМЕНТ ГРАМОТНОСТИ

Задать вопрос


12 Декабря 2017

Проблема, которую мы хотим осветить, имеет колоссальные масштабы. Вдумайтесь в эти цифры: согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, а хорошо владеют лексикой, грамматикой, устойчивой способностью адекватно воспринимать и порождать текст, устный и письменный, лишь 18-28 % российских выпускников (данные зависят от уровня и углубленности образования в конкретной школе).

На Бога надейся, а сам не плошай: как развить у ребенка языковое чутье, которое в будущем поможет виртуозно преобразовывать мысли и эмоции в слова и предложения? В данной статье мы объясним суть проблемы и дадим полезные рекомендации родителям и учителям. Советы можно применять как дома, так и во время школьных занятий.

Гений и безграмотность – вещи совместимые

Если заглянуть в дневники, мемуары или интервью ученых, которые не были лингвистами или историками, например Альберта Эйнштейна или Нильса Бора, людей «другого типа мышления», то обнаружим похожие, как братья-близнецы, признания: «Мне все стало ясно еще до того, как я сформулировал открытие». «Нужна невероятная изощренность и огромная энергия, чтобы идее придать понятную для других форму: сделать диаграмму, рисунок или словесный комментарий», - рассказывает в телепрограмме Владимира Познера известный специалист в области психолингвистики Татьяна Черниговская. Язык – сложнейшая функция, для ее полноценного осуществления важны многие составляющие: память (оперативная, долговременная, ассоциативная и т. д.), внимание, интеллект, эмоции и многое другое.

«Порой мы наблюдаем рассогласование между словесным и мыслительным опытом ребёнка, - объясняет суть проблемы Наталья Максимова, профессор кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, автор заданий Международных детских конкурсов «Пойми! Открой! Найди! Исследуй! (ПОНИ®)». Иной ребёнок знает многое, а в своей речи использует лишь очень ограниченный набор слов; или при неплохом развитии смекалки, мыслительных навыков он затрудняется выразить речевыми средствами какую-то простую мысль».

Почему люди, в том числе и с исключительно выдающимся интеллектом, имеют проблемы с речевым развитием – вопрос, о который продолжают ломать копья многие доктора и кандидаты наук, педагоги и лингвисты.

Выше всяких правил

Часто можно услышать о том, что одни люди не знают никаких норм родного языка и отличаются высокой грамотностью, другие – регулярно повторяют правила, но из раза в раз допускают одни и те же ошибки. На самом деле эта ситуация, характерная для миллионов людей, имеет свои объяснения. Обучение языку начинается с рождения и строится в три этапа:

А) Фундамент – интуитивное языковое действие («я говорю или пишу»).

Б) Корпус – рефлексия речевого действия («я анализирую сказанное или написанное»).

В) Интерьер - осознанное (управляемое) речевое действие («я думаю , что и как сказать или написать доходчиво, грамотно и со вкусом»).

Изучение правил соответствует последнему этапу: если этому периоду не предшествовала предварительная подготовка, здание рушится. Есть вещи, которые к определенному возрасту необходимо научиться делать автоматически, не вспоминая правила! То, что можно обозначить понятием «владение языком», обеспечивает только блестящий дуэт – чувство и знание языка! «Однако в современных методиках имеет место несоразмерное преобладание приемов логико-алгоритмичного типа, - делится своим мнением Наталья Максимова. Игнорирование развития интуитивного начала приводит к тому, что на уроках русского языка дети могут писать правильно, а в естественной речи эту грамотность утрачивают. Необходим синтез рефлексивного анализа и развития речевой интуиции». Именно такую комбинацию представляют собой задания конкурса «ПОНИ ® в великой стране ЯзыкознаниЯ» для учащихся 2-4 классов. 

Развиваем языковую интуицию

Если ребенок до 5 лет не услышит ни одного слова, то он уже никогда не сможет полноценно писать и разговаривать. Знаменитый американский лингвист Ноам Хомский, рассуждая о развитии языковой компетенции, говорит о том, что важно не опоздать и вовремя включить нейронную сеть, так как от рождения «там уже всё есть». Как это сделать?

Безусловно, необходимо много разговаривать с ребёнком, слушать его, провоцировать на речь: спрашивать и откликаться на сказанное. В этой беседе важно вместе с ребёнком пускаться в метаречевые комментарии, в которых обнаруживаются интересные детские представления о слове.

- Мама, как здорово деревья «вини-пушатся», «вини-пушатся»! - восклицает четырехлетняя девочка.

Будьте внимательны к таким моментам! Часто детские реплики о слове взрослым кажутся смешными, несуразными и даже неправильными. Взрослые начинают смеяться, отпускать шутки, иронично реагировать мимически, просто молчать в ответ. «Всё это может приводить к необратимым процессам регрессивного развития данной от природы интуиции», - предостерегает родителей и учителей Наталья Максимова. Помочь ребёнку ощутить слово, не пройти мимо него, воспринять индивидуально – одна из главных задач взрослого, реализовать которую эффективно помогают хорошие книги.

«Да это же дело пустяковое, даже пустячное. Да просто пустышное», - говорит Карлсон. «Мама, закрой глаза на минутку, - просит Малыш. – Ты же сама сказала, что не хочешь видеть, как я ем много сахара».

Акцентируйте внимание на таких лингвистических экспериментах и шутках - дети с удовольствием смакуют неожиданные словосочетания и фразы. Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не прекращайте традицию совместного досуга за книгой.

И конечно, играйте со словом! Полноценное освоение нормы проявляется в способности к её преодолению – то есть в игре с этой нормой. «Здесь многое требуется и от ребёнка, и от взрослого: свобода и определённая смелость в обращении со словом, чувство языковой меры и уместности, языковая догадка», - подчеркивает значение таких упражнений доктор филологических наук Наталья Максимова.

Стоит признать, основное число современных учащихся составляют дети, не получившие в дошкольный и младший школьный периоды опыта естественной языковой игры. Компенсировать эту проблему – одна из основных целей конкурса «Пони® в великой стране ЯзыкознаниЯ». Задания этого состязания предполагают возможность проявить и развить способность применять знания в новых, нестандартных ситуациях – с опорой на коммуникативную, смысловую составляющие, на мыслительные стратегии школьников и речевую рефлексию.

ПРИМЕР ИЗ ЗАДАНИЙ,

«ПОНИ ® в великой стране ЯзыкознаниЯ» для учащихся 4 кл.

Ещё один путь поддержки и развития интуиции - обогащение ассоциативного поля ребёнка! Ассоциирование – явление психическое, субъективное. Словесные ассоциации – это те слова-реакции, которые возникают в ответ на определённое слово-стимул у того или иного человека.

ПРИМЕР ИЗ ЗАДАНИЙ,

«ПОНИ ® в великой стране ЯзыкознаниЯ» для учащихся 3 кл.

Ребёнку необходим ассоциативный тренинг как компонент развития языкового чутья, который включает все основные стороны речевого действия говорящего, все базовые языковые связи: лексические (встреча - разлука, свидание), синтаксические (встреча – в кино, бабушка – моя, добрая…), фонетические (когда подбираются созвучные формы, рифмы типа встреча – лечо), морфологические (встреча – встречать, бабушка – бабуля, баба), метаречевые (встреча - существительное, брифинг - что это? и под.), интертекстуальные (их ещё можно назвать фразеологизированными: встреча – на Эльбе, слон – и Моська, лес – в лесу родилась ёлочка, камень – вода камень точит), а также индивидуально-авторские – демонстрирующие оригинальность, нестандартность ассоциирования.

Предупрежден, значит – вооружен!

Разговаривать с ребенком, читать ему и петь нужно задолго до того, как он извлечет первый звукоряд. Многие трехмесячные малыши с удовольствием слушают сказки и яркие, в том числе и в фонетическом отношении, истории Корнея Чуковского. Однако некоторые специалисты советуют обратить внимание на то, что развитие языковой интуиции с помощью прослушивания текстов является эффективным для детей, которые являются аудиалами. Если же ребенок лучше воспринимает визуальную информацию, полноценно развивать его языковую интуицию можно только тогда, когда он начнет читать. Среди нас есть и кинестетики, которым, чтобы воспринять материал, важно его написать. Исходя из вышесказанного, именно в начальной школе важно проводить первичную диагностику языковых способностей всех учащихся.

Эксперимент со словом, языковая догадка, речевая рефлексия, выход из противоречия – задания конкурса «ПОНИ® в великой стране ЯзыкознаниЯ» направлены на проверку и развитие разнообразных УУД (универсальных учебных действий). Результаты каждого участника наглядно представлены в форме лепестковой диаграммы (в сравнении с лучшим и средним результатами по конкурсу). Подобный диагностический материал позволяет не только выявить склонности, но и проблемы в обучении ребенка, сделать выводы и скорректировать образовательную программу. Еще есть время, для того, чтобы заложить фундамент будущей грамотности и уверенного речевого поведения.

row