МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: точка отсчета и факторы роста! Ответственная задача для взрослых

Задать вопрос


24 Ноября 2017

Если ребенок появился на свет сегодня, то уже завтра решать эти задачи будет поздно! Логика, пространственное мышление, развитие памяти и нейронной сети: сложно перечислить все компетенции, за которые отвечает царица наук, математика. Вопрос выявления и развития детской одаренности в данной области для нас стоит остро, как и для любого внимательного педагога и заботливого родителя. Интеллектуальный центр «Перспектива» давно заработал репутацию эксперта в области математического образования и готов поделиться своими наблюдениями и размышлениями по данной теме. Итак, мы, взрослые, должны не упустить, заметить и активно тренировать способности ребенка.

НЕ УПУСТИТЬ!

Вы, наверняка, слышали эту историю. Мать принесла к мудрецу своего ребенка и спросила, когда надо начинать его воспитывать, тот, узнав возраст малыша, сказал: «Ты, мать, опоздала на целый год»... Сегодня можно найти огромное количество исследований, серьезных и дилетантских, где описываются методы диагностики врожденных математических способностей. Нередко в подобных экспериментах участвуют даже младенцы: оценивается уровень интереса к объемным и плоским фигурам, умение анализировать и реагировать на изменение количества предметов и т. д. Но что эти наблюдения дают практикующему родителю или учителю? Мы ведь не откажемся развивать тех ребят, которые в возрасте 6 месяцев показали не самые лучшие результаты! Вывод один - заниматься со всеми детьми буквально с пеленок (собирать башни из кубиков, перекладывать геометрические фигуры, произносить скороговорки). На наш взгляд, в той или иной степени компенсировать отсутствие каких-то ярких врожденных дарований можно, а вот упустить такую драгоценную возможность нельзя!

До 7 лет игра должна быть основным способом получения знаний и развития интеллектуальных навыков, и здесь речь еще не идет о предметной дифференциации способностей (в области математики, лингвистики и т. д.). «Главное – всячески поощрять естественное для малыша любопытство, интерес ко всему новому!» - всегда подчеркивает руководитель Интеллектуальной Школы «ПОНИ®» (для детей 5-10 лет) Ольга Харина, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института Математики СО РАН.

К сожалению, наш профессиональный опыт говорит о том, что в математические кружки, в ряды детей способных и уж тем более талантливых, почти никогда не попадают ребята из семей, которые принято считать неблагополучными, где родители в дошкольный период не проводили для ребенка регулярную интеллектуальную зарядку.

ЗАМЕТИТЬ!

Переходим, пожалуй, к основному моменту в рамках обозначенной темы: как и когда можно диагностировать и, как следствие, начинать целенаправленно развивать собственно математические способности? Недавно по приглашению нашего Центра в Омске побывал известный популяризатор науки профессор Алексей Савватеев (он читал лекцию для ребят, которые занимаются в наших кружках в рамках Школы гуманитарных и точных наук). Ученый любит сравнивать математику с деревом, чья богатая крона формируется постепенно и при условии существования хорошей корневой системы. Говорит ли это о том, что есть определенная точка невозврата, когда уже нет смысла серьезно развивать у ребенка способности к этой науке?

«"Перспектива" традиционно работает с «МОЦРО № 117», лицеями № 92 и 64, сотрудничаем со многими профильными учителями в городе – часто именно они и приводят в кружки учеников, демонстрирующих интерес к предмету и особые способности, – рассказывает основатель ШГТН  кандидат физико-математических наук Александр Штерн. - Если в раннем возрасте ребенок не был по каким-то причинам замечен, то мы имеем шанс встретиться в 8-ом классе, потому что именно в это время в школах набирают физико-математические классы. Подросток быстро берет то, что было упущено ранее: существует пафос нового!»

Анализируя истории наших самых способных учеников, многие из которых поступили в ведущие российские и зарубежные вузы, мы пришли к заключению, что оптимальным и самым вероятным временем для выявления математических способностей является возраст 10 лет. Если ребенок к 5-6 классу при наличии интереса и дарования вовлечен в систему дополнительного математического образования, у него есть все возможности достичь очень хорошего результата.

Чаще всего мы находим таких детей с помощью интеллектуальных конкурсов. В системе соревнований «Пойми! Открой! Найди! Исследуй! (ПОНИ@)»  есть два состязания, которые разработаны именно с этой целью. «ПОНИ@ в гостях у Пифагора» (для учеников 2-4 классов) и «ПОНИ@ в мире знаков» (для учеников 5-7 классов)  позволяют нам и нашим коллегам, школьным педагогам, из разных регионов России ежегодно выявлять талантливых детей и давать их родителям ценные рекомендации в разработке дальнейшей траектории развития.

Вопрос из задания для третьего класса, 2015-2016 учебный год

Задания позволяют ребенку проявить свой интеллектуальный потенциал, среди задач почти нет примеров с очевидным ответом: предполагается неспешное обдумывание условия, поиск различных путей решения и выбор оптимального, умение довести начатую умственную работу до конца.

О значении математических состязаний для младших школьников мы как-то говорили с Константином Кнопом, известным петербургским математиком, членом жюри Всероссийской олимпиады школьников: «Здесь в чистом виде соревнование талантов: ведь умений еще нет. Кроме того, ребенок который до этого знал, что в классе он решает лучше всех, может посмотреть, какой он в городе: например, в классе он лучше всех, а в городе только 50-ый в списке. Появляется стимул, чтобы стать, условно говоря, пятым».

ТРЕНИРОВАТЬ!

Теперь пришла пора задуматься над тем, как тренировать или, вернее сказать, развивать одаренного ребенка. И здесь полезно вспомнить исследования психолога и философа Сергея Рубинштейна, который писал о динамике способностей, подчиненной правилу спирали: «Реализованная возможность одного уровня открывает переход к реализации возможности более высокого уровня». Любой талант, каким бы ярким он не был, нуждается в деятельности - с диагностики способностей работа только начинается. Встретив юное дарование, опытный и неравнодушный учитель всегда рекомендует родителям занятия в математических кружках, так как школьной нагрузки такому ученику будем недостаточно даже при условии обучения в математическом классе. Интеллектуальные соревнования, раз появившись, тоже вряд ли исчезнут из жизни ребенка. «Олимпиады дают школьнику возможность понять практическую пользу своих знания, учат применять их для решения сложных задач, - делится мнением наш выпускник, студент факультета инноваций и высоких технологий знаменитого МФТИ Игорь Кулешов. – Безусловно, полученный опыт пригодится ему в дальнейшей жизни!»

row